Комическое vs. конфликты

Комическое - это нарочитое несоответствие между сущим и сущностным в рамках условности.

Итак, начинаю яростно плагиатить и переосмыслять, много раз и в разных вариациях.

Если однажды этот текст случайно и маловероятно попадется господам Ходорычу или Петровскому, - здравствуйте. Приятная неожиданность! Так что насчет барабанов? Книгу купила, прочитала, местами не один раз, ничего не поняла, косо применила в жизни и не смогла оторваться.

Меня очень давно тревожит тема юмора, я усматриваю в нем суть и сакральность жизни. Возникло смутное представление, что юмор - инструмент познания вселенской истины, которая всегда рядом и постоянно ускользает, как морковка у осла.

Остро чувствую беззащитность перед реальностью, квантовая запутанность сцены жизни, эмоциональный терроризм, отголоски прошлого.

Бернард Шоу говорил, что порой надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить.

О чем все это? О действенном способе погасить конфликт улыбкой. Я люблю улыбаться и очень боюсь конфликтов.

Какие варианты здесь увидела:

  1. Переключение состояния человека из позиции взрослого в ребенка, и наоборот. Актуально для людей нестабильных (вроде меня). Бывает так, что со мной разговаривают как с неугодным ребенком, а бывает, вынуждают чувствовать и вести себя как всемогущий родитель. Если ситуация не устраивает, то лучше выйти из ролей с помощью следующих фраз.

    «Выключение» Родителя: ♦ Ты делаешь все, чтобы походить на свою репутацию. ♦ Ты слишком хороший человек для меня! ♦ Так что насчет барабанов?

    «Выключение» Взрослого: ♦ Ты достиг пределов своей некомпетентности. ♦ Ты как в молоко смотрел! ♦ Ты действительно думаешь, тебе сделают скидку за красоту?

    «Выключение» Дитя: ♦ Ты выглядишь так, как я себя чувствую. ♦ Ты всегда был догадлив… ♦ Ты выглядишь скованной… В чем подвох? (Хорошо в ответ на истерику.

    «Включение» Родителя: ♦ Сразу видно, что за дело берется специалист! ♦ Ты себя недооцениваешь… ♦ А у вас что ни слово — то дело

    «Включение» Взрослого: ♦ Ты — это другой Я. ♦ Если ты мой сон, то я твой… ♦ И великий человек — всего лишь человек

    «Включение» Дитя: ♦ Сегодня тебя ждет приятная неожиданность. ♦ Еще одна смазливая мордашка. ♦ А ты клевый!

  2. Вывести из игры

Отличие от первого пункта в том, что зависимость будет не иерархическая (приказание-подчинение). Бой будет на равных, и совсем не хочется стать побежденным. А победить можно только в одном случае - не участвовать или вовремя выйти из игры.

Думаю, эта тема достойна отдельной книги, трудно описать искусство в двух словах, но как конспект…

“Итак, мы будем иметь дело с крючком, который, по замыслу контрагента, мы обязаны проглотить, с переключением (которое должно нас озадачить или шокировать), невмешательством в нашу развивающуюся глупость и хорошо подготовленным кукишем, который в конце концов покажет нам доброжелательный собеседник”.

Крючок 1. Игрок говорит: дай слабину, поведись на лесть: ♦ Давненько я не говорил слова «супер»! ♦ Я буду у себя учиться! ♦ Прямо в точку, приятель! ♦ Голосуйте за меня! ♦ Не надо оваций! Поставьте цветы в машину. ♦ Польщен… Но я работаю без страховки.

Крючок 2. Игрок скрыто угрожает, хотя внешне фраза может быть обычной: ♦ А если начистоту? ♦ Да за кого вы меня принимаете? ♦ Но это же еще не точно? ♦ А вы опасный человек!.. ♦ А где вообще все?.. (крайне встревоженно)

А я могу сначала выпить стаканчик вина? Допустим, вы не успели предотвратить переключение вашего доброго знакомого… На, увы, состоявшееся переключение — вместо того чтобы очередной раз подставляться — хорошей реакцией было бы:

♦ В твоей колоде все тузы — крапленые! ♦ В молоко, приятель! ♦ А! Скрытая камера… Это сюрприз?

Вы могли пропустить и этот счастливый миг. Ваш партнер замер, не вмешивается в процесс, выжидает, предвкушает «победу». В этом случае вы можете успеть выйти из ситуации потенциального замешательства, воспользовавшись энкодами:

♦ Переформулируй. Для меня это важно… ♦ Плохой денек я выбрал для того, чтобы бросить нюхать клей… ♦ С этим надо переспать? ♦ Я не лошадь, и все человеческое мне чуждо!..

А теперь представим себе самое страшное. Вы упустили все шансы переиграть того, кто играет белыми… Он прошел «все уровни» (крючок, переключение, невмешательство). Теперь он собирается отхватить свой куш.

Ну уж дудки! Сейчас ситуация расплаты приобретет для него неожиданный оборот; она изменится на противоположную по смыслу.

Перед вами спасительные энкоды рокировки куша и кукиша:

♦ Бывает так, что охотник и его жертва меняются местами… ♦ Все еще мечтаешь прославиться? ♦ Я знал, что ты клюнешь… ♦ Я, конечно, подыграл, признаю. ♦ Я нахожусь под программой защиты свидетелей и поэтому, к сожалению, не могу ответить на этот вопрос. ♦ И это все?

Помимо рокировки для спасения ситуации в последний момент можно использовать и другой прием — антирэкет (против вымогаемых чувств)

Это вселенская скорбь. Это прекрасное чувство. Береги его! (Так можно сказать про любые другие чувства, от которых на деле нужно избавиться.)

Добавим, от себя, завершающую стадию: «дать сдачи» (ваше слово — последнее): Думаю, наш разговор закончен. Вы это сами поймете завтра. _Считайте, что я вам ответил_… (так своих соперников отправлял за канаты философ Г.П. Щедровицкий).За тобой — последнее слово. Только, пожалуйста, отчетливо и без глупостей…

Итак, перечислила два способа выходить из ломающих ситуаций, на душе полегчало. И пусть я ничего не поняла, зато впереди появился маленький просвет надежды и защищенности.

Единственно, чувствую, что приведенные фразы и приемы требуют не только систематического повторения, а еще усваивания и встраивания в поведенческие привычки. Ибо знать - не значить применять.

Вот почему мне захотелось завести свой блог. Как-то переработать переживания, выйти из минуса в плюс, чтобы при этом было еще красиво и интересно.

Благополучно пользуюсь контекстными фразочками чужой интеллектуальной собственности. Да пребудет знание во благо…